Деревскова Альбина Адигаровна,учитель-логопед

Домашние задания

 ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЕЙ С МАЛЫШОМ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Ш

Как правильно произносить шипящий звук?


Когда человек произносит звук «Ш», его речевые органы занимают такое положение: губы немного выдвигаются вперед в форме "рупора", кончик языка почти доходит до неба, но не касается его, а формирует маленькую щель, боковые стороны языка прижимаются к верхней челюсти и не дают воздушной струе пройти через бока.


В результате положение языка напоминает форму ковша или чашки. В процессе произношения голосовые связки размыкаются, свободно пропуская струю воздуха которая входит равномерно по центру органа.

Если у ребенка наблюдается хоть одно отклонение от правильного положения речевого аппарата, то произношение будет искажаться.


 Артикуляционная гимнастика для звука и логопедические упражнения помогут выработать верное положение речевых органов и воспроизведение точного шипящего звука.

1. Лопатка (Блинчик).


Цель: Выработка умений делать язык широким и удерживать в расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбки. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2. Качели.


Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Движение языка: - Широкий язык поднимать к носу и опускать к подбородку. - Широкий язык поднимать к верхней губе, затем опускать к нижний губе.

3. Маляр.


Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движение языка назад — вперед (от зубов к горлу и обратно).

4. Лошадка.


Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (присосать) и со щелчком оторвать.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.


5. «Грибок»


Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Растягивать подъязычную связку. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (присосать) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.


6. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».


Цель: Укрепить круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. Зубы сомкнуты. Губами выполнять движения имитируя произнесение звуков и-о-у.


Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.


7. Чашечка.

Цель: Укрепить мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.


8. Фокус. (Сдуй перышко с носа.)


Цель: Вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, Учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Кончик языка и боковые края подняты, средняя часть спинки языка прогибается к низу. Удерживая в таком положении язык, сдувать ватку или перышко с кончика носа.


Дыхательная гимнастика. 

1. Сильный ветерок. Сдуй листики лежащие на столе, на край стола.

2. Подуй на Цветочек «Слабым ветерком», затем «Сильным ветерком».

12 января 2022 в 20:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.