Деревскова Альбина Адигаровна,учитель-логопед
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЛОГОПЕД? Широко распространенное мнение о том, что логопед только "ставит" звуки, т.е. исправляет неправильное произношение. Это не совсем так. Должностные обязанности логопеда заключаются в выявлении и коррекции речевых нарушений, которые связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями. Неправильно думать, что логопед занимается только постановкой правильного произношения отдельных звуков, ведь это только лишь часть работы специалиста. Отвечая на вопрос – чем занимается логопед с детьми, необходимо отметить тот перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста: выявление нарушений речи; определение точных причин, которые привели к возникновению речевого дефекта; разработка способов коррекции, подходящих для конкретного случая; проведение логопедической работы с детьми; оценка эффективности проводимой коррекции; наблюдение за состоянием ребенка в динамике; работа со специальной документацией. Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга. Нарушения, относящиеся к компетенции логопеда В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи.
В эту категорию входят следующие нарушения: Дисфония и афония. Это нарушения звучности речи (тембр, высота, сила голоса) и ее отсутствие (сохраняется только возможность разговаривать шепотом). Брадилалия. Для этого нарушения характерна патологическая замедленность речи. Она становится вязкой, тянущей, человек медленно произносит каждый звук, с трудом переходя от одного слога к другому. Тахилалия. Это ускоренный темп речи. Человек говорит слишком быстро, торопливо, часто пропуская звуки, что приводит к тому, что его речь не понимают окружающие его люди. Патология может иметь постоянный характер, когда человек говорит так всегда, либо временный, когда речь ускоряется из-за какой-нибудь стрессовой ситуации. Дислалия. Проблемы с произношением отдельных звуков при нормальном состоянии нервной системы и слуха. Бывает двух видов – органическая и функциональная. Органическая форма связана с врожденными или приобретенными дефектами органов, участвующих в образовании звуков. Функциональная связана с неправильным восприятием речи окружающих людей. Ринолалия. Проблемы с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхнего нёба и губы. В результате этого речь становится гнусавой. Дизартрия. В этом случае отмечается дефект воспроизведения речи, который обусловлен нарушением иннервации органов, участвующих в звукообразовании. Речь невнятна, смазана. В более тяжелых случаях речь вообще отсутствует. Заикание. Бывает клонической и тонической формы. При клонической форме происходит частое повторение определенного звука, при тонической форме возникают паузы перед произнесением отдельных звуков. Алалия. Это отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Патология возникает из-за поражения клеток головного мозга, которые ответственны за формирование речи. Афазия. Это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. В отличие от алалии, поражение головного мозга происходит уже после формирования речи. Дислексия. Нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Патология проявляется невозможностью составлять из букв слоги, распознаванием отдельных букв, неправильным чтением слогов и букв в слове и т.д. Дисграфия. Ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, при этом у него нет проблем с интеллектом, слухом и устной речью. Он пропускает буквы в словах, путает их местами, неправильно отображает форму букв и т.д. КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ У ТРЁХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА? К 3 годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило ребенок еще не выговapивает звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи предлагаем ряд упражнений. Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха. Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой. Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками. Упражнение: Опиши картинку
Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления 11 января 2022 в 09:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.